ВЛАДИСЛАВ САМСОНОВ 
   в жизни | в поэзии | в музыке | в прозе | в общении | по переписке

В ПРОЗЕ

 

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА УДАЧА
глава из документальной книги "Подземные тайны"

Наша группа, накопив достаточные исторические сведения о подземных лабиринтах, вела и практические исследования. Надо сразу оговориться, что требовались чрезвычайные кропотливость и терпение, уйма времени, большие затраты физических сил, определенное мужество в достижении намеченной цели.

Недаром участники экспедиции, пряча после очередного похода свои мозолистые руки в брюки, шутили: смежная специальность землекопов у нас в кармане. Действительно, мы перекопали горы земли. Причем процент удачного «попадания» был не всегда высок — ходы долгие десятилетия не эксплуатировались, оказались в запущенном состоянии. Значительная часть их (особенно в районах новостроек) безвозвратно разрушилась. Некоторые наши нетерпеливые «попутчики» не выдерживали и уходили. Оставались самые фанатичные и целеустремленные.

С помощью саперных и обычных лопат, бесконечного упорства нам удалось снять пласт загадочности, лежавший долгие годы над подземными ходами, проникнуть в некоторые из них.

Собранные сведения позволяли сделать вывод, что они соединяли между собой все культовые учреждения и наиболее важные здания города. Даже кое-кто из наиболее зажиточных горожан мог позволить себе подсоединить свой потайной лаз к общей системе лабиринтов. С одной стороны, подземный ход помогал незаметно эвакуироваться из дома, с другой, над хозяином постоянно довлела мысль: а вдруг кто-то проникнет в дом снизу? Поэтому вход надежно закрывался — обычно металлической дверью.

Как не восхититься лишний раз гигантским трудолюбием наших предков, создавших столь сложное в инженерном плане «метро» прошлого. Вполне вероятно, что начало подземным лабиринтам положила природа. Известно много случаев обнаружения подземных пустот, образованных в результате вымывания материкового слоя под почвой грунтовыми водами. Из таких пустот возникали целые галереи. Затем наши предки их укрепляли, постепенно удлиняли, расширяли.

И сейчас подземные реки протекают в микрорайоне Западная Поляна, под улицами Карла Маркса, Московской и другими.

Подземная пустота, не переоборудованная под пешую магистраль, была открыта сравнительно недавно, в начале семидесятых годов, в подвале дома N13 на Московской. Археолог М.М. Полесских провел необходимые исследования.

О наличии мощных когда-то водных потоков на центральной улице города свидетельствуют факты. В 1986-87 годах здесь прокладывалась глубокая траншея под водопровод. У магазина «Электрон» мы с А.В. Шибаевым стали очевидцами незапланированных «раскопок», произведенных экскаваторным ковшом. Разрез земли обнажил культурные слои разных столетий: полусгнившие бревна древнего моста над сгинувшей под землю рекой, остатки старинных мостовых. Оказывается, первая мостовая в Пензе была выстлана обычным тростником, позже — каким-то шлаком, досками, кирпичом и наконец-то, уже ближе к поверхности, появились слои асфальта.

Мы предполагали, что наиболее сохранившиеся ветви подземелий находятся в старой, менее затронутой строителями части города.

Поэтому наше особое внимание привлекло каменное здание бывшего архиерейского дома, протянувшееся от Советской площади до улицы Карла Маркса. На момент его обследования в начале 1986 года у здания имелось несколько хозяев: там «прописались» военные комендатура, прокуратура, поликлиника, мастерские художников, детская художественная школа и еще жилые квартиры. Словом, как у семи нянек, дитя было без глаза. В одной квартире поселились супруги-молодожены. Принялись они за ремонт. Содрали со стен слои старых обоев и ахнули: на них смотрели всевидящие лики святых. Вполне возможно, роспись принадлежала кисти известных мастеров-живописцев Макаровых, приложивших руку к оформлению взорванного кафедрального собора.

— Если нам дадут другую квартиру, заклеивать стены с росписью новыми обоями не будем, — заявили супруги.Уникальные росписи стен, обнаруженные участниками экспедиции во время поиска подземных ходов в архиерейском доме.

К сожалению, на их глас никто не откликнулся. Мы же едва успели сфотографировать редкое творение.

Поиск привел нас к ажурной металлической лестнице. Проникнуть под нее удалось, приподняв одну из половиц на втором этаже. Жильцы уверяли, что там замурована винтовая лестница, ведущая в подземелье. Будто бы после Великой Отечественной войны о ней расспрашивали какие-то двое мужчин с картой. На вопрос, откуда они, ответили: «Из Загорска». Заинтригованные рассказом, мы размуровали винтовую лестницу, но дальше уперлись в... пол нижнего этажа. Не исключено, что когда-то лестница имела продолжение и спускалась в подземный ход, позже основательно прикрытый и присыпанный.

И все же госпожа Удача улыбнулась нам! До исследовательской группы дошел слух, что в одном из подвалов дома странным образом проседает почва. Однажды подвал стало затапливать — прорвался водопровод. Но образовавшаяся в месте проседания почвы воронка, словно пасть ненасытного монстра, поглотила нахлынувшие водные потоки.

В апреле 1986 года мы приступили там к раскопкам. И вот на глубине примерно полутора метров лопата ударилась обо что-то твердое. Все замерли от неожиданности. Не передать словами то чувство волнения, всякий раз овладевавшее нами, когда лопаты либо специальные щупы упирались в невидимые препятствия. В глубине души сразу начинал ерзать гномик надежды, шептавший: «А вдруг наткнулись на свод или люк? А под ним...»

На сей раз гномик не подвел — мы откопали кирпичный, аркообразный свод! Несколько ударов лома, и перед нами зазиял искусственный лаз. Луч фонаря, направленный под арку, высветил выложенный кирпичом тоннель шириной около двух метров. Высоту определить было сложно — пол тоннеля затянуло илом и затопило паводковыми водами. Пришлось мне, А. Шибаеву, О. Цою, В Скавинскому облачаться в гидрокостюмы.Ход под архиерейским домом. На снимке видны продух в стене, остатки штукатурки и паводковые воды.

С одной стороны ход, уходящий под стену в направлении Никольской церкви (находившейся на месте нынешнего кинотеатра «Родина»), был основательно завален битым кирпичом и песком. Мы направились в противоположную сторону. Шли согнувшись, головы защищали пластиковые строительные шлемы. На потолке пестрели куски старинной штукатур ки. По мере удаления от лаза становилось немного не по себе. Ведь мы с Шибаевым не были профессионалами-спелеологами. А толща грунта над головой, отделяющая нас от поверхности, «давила на психику». К тому же кое-где кирпичная кладка у свода начала разрушаться. Спасибо опытному «подземельщику» О. Цою, он своим дружелюбным юмором помог нам преодолеть чувство неуверенности. Метрах в четырех от лаза нас ждало открытие — разгадка тайны хорошей вентиляции даже заваленных с двух сторон ходов. Ход, не имевший входа в здание, имел продух в стене дома! Вентиляционная шахта поднималась вверх, в нее «врезались» вентиляционные окна в квартирах.Разрез подземного хода с вентиляционной шахтой под архиерейским домом.

Как после этого не восхититься смекалкой наших предков! Выходило, скажем, вентиляционное оконце в одну из квартир или на чердак дома. И никто из жильцов не подозревал, какой цели оно служит. На дне шахты мы нашли осколки старинных бутылок. Метров через двенадцать от лаза, уже за пределами здания, путь преградила затянутая снизу илом решетчатая дверь, за которой виднелся завал из кирпичей. Стали пилить решетку. Работа не из приятных — сверху по каске одного из участников экспедиции ударил вывалившийся из свода кирпич. В конце концов решетку выпилили, но завал разгрести не удалось — слишком велика была опасность обрушения свода. Решили не рисковать. Группа провела фотосъемку и тщательное обследование открытого отрезка тоннеля. Очевидно, он проходил под домом и соединял когда-то Крестьянский земельный банк (здание нынешней картинной галереи) и Никольскую церковь. Хотя мы уверены в существовании и другого хода, имевшего выход в архиерейский дом.

По преданиям, пензяки подмечали, как архиерей каким-то странным образом, не показавшись на улице, проходил из своего дома в комнату под постаментом памятника Александру Второму. И затем из-за ее железных ворот торжественно являлся к народу. Постамент в сквере напротив кинотеатра «Родина» сохранился и до наших дней. В пятидесятые годы по названному ходу преподаватели пединститута водили на экскурсии студентов. Но уже тогда ход был в запущеном, аварийном состоянии.

 


  

 
©2004 Использование размещенных на сайте произведений в коммерческих целях возможно только с разрешения автора
Веб-дизайн samuraev.narod.ru
Используются технологии uCoz